|
Драгоценные камни: лечебные и магические свойства.
Драгоценные камни в истории
***
Возникновение науки минералогии неразрывно связано с драгоценными камнями. Эти раритеты среди минералов издавна привлекали к себе внимание человека.
Вероятно, знакомство людей с миром самоцветов началось еще в палеолите. Результаты многочисленных археоло-гических экспедиций доказывают, что уже древним людям были хорошо известны кремень, лазурит, нефрит, жемчуг, обсидиан, янтарь и некоторые другие камни. Наиболее древние находки драгоценных камней на стоянках первобытных людей датируются XII тысячелетием до нашей эры. Бусы и подвески из драгоценных камней характерны для цивилизации древних шумеров и ассирийцев (V тыс. лет до н. э.). Некоторые драгоценные камни упоминаются в древнем шумерском эпосе о Гильгамеше, созданном, судя по всему, в III тысячелетии до нашей эры. Древние вавилоняне (XIX-VI вв. до н. э.) носили перстни-печатки, вырезанные из сердоликов, гематитов, агатов и халцедонов. Исследования пирамид и за-хоронений в долине Нила показали, что древним египтянам были хорошо известны такие самоцветы, как агат, бирюза, изумруд, лазурит, оникс, сардоникс, сердолик и яшма. К примеру, на знаменитом бюсте Нефертити зрачок левого глаза выполнен из оникса (второй зрачок древний мастер должен был вставить только после смерти царицы). Много интересной информации об освоении египтянами самоцветов удалось почерпнуть из захоронения фараона Тутанхамона (1412-1392 гг. до н. э.).
Древнейшим дошедшим до нас рукописным источником информации о самоцветах является сочинение Феофраста «О камнях», которое датировано историками 315 г. до н. э. Примерно в это время был изобретен станок для обработки самоцветов. Любопытные сведения о драгоценных камнях, известных древним индусам, дали историкам походы Александра Македонского (343-323 гг. до н. э.). Тексты священных индийских книг «Веды» (X в. до н. э.) рассказывают об алмазах, жемчуге, изумрудах, рубинах, сапфирах и топазах. Обширные данные о лечебных свойствах самоцветов приводятся в тестах Аюрведы (в переводе «наука самоисцеления»). В Китае один из древнейших трактатов по минералогии (Сан-хей-Дин) был написан около 500 г. до н. э.
Массу интересного об освоении драгоценных камней в истории можно обнаружить, изучая античную глиптику - искусство резьбы по драгоценным и поделочным камням.
Первые камеи появились на территории Апеннинского по-луострова в конце IV в. до н. э., а расцвет этого искусства пришелся на конец I в. до н. э. Тексты Библии рассказывают о 12 камнях-самоцветах из нагрудного украшения (так называемого наперстника) первосвященника Аарона. Всего же в Библии упомянут 31 драгоценный камень. Для историка это ценная информация, рассказывающая о знакомстве древних евреев с различными самоцветами.
Однако здесь, впрочем как и во многих других случаях, перед историками встает трудная задача адекватного перевода терминов старинных текстов, рассказывающих о драгоценных камнях, на современный язык. При таком анализе надо помнить, что многие термины, которыми мы в наше время обозначаем те или иные самоцветы, возникли относительно недавно. Ситуация осложняется еще и тем, что физические свойства драгоценных камней впервые стали описываться арабскими учеными лишь в VIII—XIII вв. В книге, которую вы держите в руках, трудные случаи идентификации древних названий самоцветов оговариваются особо. Следует учитывать, что в современной минералогии работает правило, сформулированное в конце XX в. русским историком В. Давом. Суть его сводится к тому, что самоцветы имеют дату открытия, раньше которой они были неизвестны людям. Поэтому некорректно говорить, что, к примеру, александрит был известен еще древним египтянам. Можно лишь утверждать, что они были знакомы с камнями, которые в наше время идентифицируются как александриты.
Выдающиеся по своим размерам или, чистоте камни по-лучали собственные имена и были известны человечеству на протяжении веков, став историческими. Их «биографии», зачастую фантастически невероятные, послужили темой творчества многих известных писателей, исследователей-историков.
Крайне интересна история знаменитого алмаза «Регент», или «Питт». Этот крупнейший алмаз, весивший свыше 400 каратов (80 граммов), был найден безвестным рабом на одном из приисков в Ост-Индии. Этот раб ранил себя в поясницу и спрятал камень в повязке; таким образом ему удалось вынести алмаз с прииска. Оставалось продать его. Раб доверил это дело матросу одного из кораблей. Матрос, охваченный жаждой наживы, предательски утопил раба, завладел камнем и продал его за 20 тысяч марок губернатору английской крепости - Питту. Негаданное богатство не пошло впрок убийце. Он быстро промотал деньги и повесился. Питт продал алмаз французскому королевскому дому, где камень получил название «Регент». Его шлифовка длилась два года и стоила 80 тысяч марок. Он потерял при этом две трети своего веса, но отдельные его кусочки были проданы за 144 тысячи марок. Затем он был похищен шайкой ловких людей, которые, однако, были пойманы, а камень оказался в руках у одного из берлинских купцов. Купец продал этот камень Наполеону I, который велел вделать его в рукоять своей шпаги. В середине XIX столетия французское правительство продало часть коронных сокровищ с аукциона. На этом аукционе «Регент» был оценен уже в 6 миллионов франков.
Любопытные сведения о мистических и лечебных свойствах драгоценных камней предоставляют своеобразные краткие энциклопедии Средневековья - лапидарии, которые стали чрезвычайно популярны в Европе после крестовых походов. Они несли в себе отпечаток проникновения арабской культуры в систему европейских знаний, базирующуюся на античной традиции. Область научных знаний о драгоценных камнях-самоцветах - геммология - выделилась в самостоятельную научную дисциплину сравнительно недавно. Сам термин «геммология» был введен в научный лексикон лишь в 1892 г. Он произведен от английского слова gem, которое имеет несколько значений: «драгоценный камень», «самоцвет», «ювелирное украшение» - и восходит к санскритскому слову gema, которым обозначали некоторые драгоценные камни.
Живой интерес к мистическим и лечебным свойствам камней, столь характерный для Средневековья и несколько угасший в эпоху Возрождения, вновь проявляется в наше время. За каждым из драгоценных камней и минералов в истории тянется длинный след из легенд, преданий и мифов. Относиться к этому историческому наследию можно по-разному. Многие современные литотерапевты считают древние сведения о трансцендентных свойствах минералов частью тайного знания, доставшегося человечеству либо в результате мистического проникновения сознания в герметические информационные области, либо наследием цивилизаций, существовавших задолго до формирования современного человечества. Некоторые ученые ищут, и подчас небезуспешно, рациональное объяснение влияния драгоценных камней на психику и физиологию человека. Они говорят о тонких информационных воздействиях, резонансах на уровне полей или эффектах малых доз радиации, присущей некоторым минералам. Наконец, есть скептики, которые отрицают наличие у самоцветов каких-либо магических или лечебных свойств. С их точки зрения, любое воздействие драгоценных камней на поведение или здоровье человека является лишь следствием самовнушения и веры.
Как бы то ни было, знания о самых разных свойствах драгоценных камней, включая мистические и лечебные, способны обогатить наше восприятие мира.
|
|